Транспортная болезнь животных

Рубрика: Новости

Транспортная болезнь животныхТранспортная болезнь (дорожная лихорадка, дорожная болезнь) — один из распространенных видов стрессового состояния, возникающего у животного в период его транспортировки в летнее время железнодорожным, водным или автомобильным транспортом. Болеют чаще стельные коровы, реже свиньи и лошади.

Этиология. Причиной стрессового состояния животных является транспортировка их на большие расстояния непосредственно с пастбища без предварительной выдержки их в стойлах и без предварительной подготовки их к транспортировке. Наиболее часто транспортную болезнь приходится наблюдать при перевозке животных в жаркое время суток и в условиях высокой влажности воздуха.

Патогенез. Резкая смена обстановки – перемена рациона и недостаток воды, скученность, тряска и укачивание, перегревание, влияние других факторов транспортировки вызывает в организме расстройство нервно — гуморальной регуляции, что в итоге приводит к сердечно — сосудистой и дыхательной недостаточности. Дополнительно при движении транспорта возникают вертикальные и угловые ускорения, а при движении по извилистым дорогам – центростремительные (радиальные). Эти ускорения могут превышать пороговые физиологические раздражители для вестибулярного и отолитового аппарата. Механические раздражители, возникающие при ускорениях, воздействуют на проприоцепторы, на внутренние органы, вызывая их частичное смещение, на кровообращение, что влечет за собой появление разнообразных рефлексов как соматической, так и вегетативной нервной системы, нарушение коллоидно – осмотического равновесия в плазме крови и изменение ее состава. В крови отмечается снижение кальция и магния на фоне повышенного содержания калия.

Изменение электролитного баланса вызывает энергетические и функциональные сдвиги в активности клеток мозга, особенно клеточных мембран. Снижение активности ацетилхолинэстеразы приводит к отравлению нервной системы избытком ацетилхолина, что является одной из главных причин расстройства ее функций. Животные теряют в массе за счет потери жидкости и жира. Способствуют развитию стрессового состояния недостаточное содержание в рационе и крови кальция и магния, повышенное содержание калия, исхудание и обезвоживание организма, глубокая стельность.

Клиническая картина. Первые симптомы болезни обнаруживаются у животных во время транспортировки или в первые 2-3 суток после нее. Транспортная болезнь почти всегда протекает остро. У заболевших животных появляются признаки возбуждения и беспокойства, животные стремятся вперед, при проводке отмечаем шаткость и неуверенная походка, снижение аппетита. В тяжелых случаях течения болезни можно наблюдать расширение зрачков, тоническое напряжение жевательной мускулатуры и конечностей, непроизвольное мочеиспускание и дефекацию, происходит повышение температуры тела. В дальнейшем, если больному животному своевременно не оказана лечебная помощь у него развивается коматозное состояние и наступает смерть.

Прогноз в легких случаях благоприятный. В тяжелых случаях прогноз осторожный и даже неблагоприятный.

Патологоанатомические изменения малохарактерны. При вскрытии павших животных находим точечные кровоизлияния на серозных покровах и слизистых оболочках, дистрофические изменения паренхиматозных органов и скелетной мускулатуры. Сосуды мозга гиперемированы. В спинномозговой жидкости обнаруживают много фибриногена.

Диагноз ставят на основании собранного анамнеза и клинических симптомов болезни.

Дифференциальный диагноз. При проведении дифференциальной диагностики ветспециалисты должны в первую очередь исключить остро протекающие инфекционные болезни (ящур, сибирская язва, пастереллез, крупозная плевропневмония и др.), пироплазмидозы, отравлении, тепловой удар, гипомагнезию, родильный парез, послеродовые залеживания, кетозы.

Лечение. Лечение в первую очередь должно быть направлено на устранение способствующих перегреву факторов: в вагонах и трюмах открывают окна, животных обливают прохладной водой, обеспечивают в волю прохладной питьевой водой и др. Внутривенно вводят 10% раствор хлористого кальция и сернокислую магнезию, при сильном возбуждении показаны димедрол, хлоргидрат, настойка валерианы. При сердечно-сосудистой недостаточности вводят глюкозу с кофеином, препараты наперстянки, кордиамин, лобелин. При отеке легких (появлении при аускультации легких влажных крупно- , средне- мелкопузырчатых хрипов), лошадям однократно проводят умеренное кровопускание (2-3 л крови из яремной вены) с последующим внутривенным введением кальция хлорида.

Профилактика. Перед транспортировкой животных выдерживают 2-3 дня в стойлах. Во время транспортировки животных предохраняют от перегревания и высокой влажности, животных ставят вдоль вагона по ходу поезда. Обращают внимание на исправность вентиляции и обеспеченность питьевой водой. Непосредственно перед транспортировкой и в период ее рацион травоядных составляют преимущественно из сена и комбикорма с добавлением мела и магния сульфата по 30-50г на голову в сутки крупным животным. Животных на последних месяцах беременности транспортировать на далекие расстояния в летний период времени нельзя. При длительных перевозках железнодорожным транспортом через каждые 3-4 дня делают остановку на сутки для отдыха животных, организуют регулярное доение коров.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *