Перевозка пчел на медосбор
Организуя перевозку пчел к источникам медосбора, например к массивам гречихи, подсолнечника, хлопчатника и т. д., пчеловод способствует значительному повышению, медосбора на пасеке. Во время полета за нектаром пчела тратит на полет большое количество энергии, которую она восполняет за счет поедаемого корма. Чем дальше от пасеки удалены медоносные растения, тем больше энергии затрачивают пчелы на перелеты, тем меньше вылетов за нектаром они сделают из улья и меньше принесут в него меда. При полетах за нектаром на расстояние 1 км пчелиная семья расходует ежедневно до 200 г меда. Поэтому необходимо пасеки перевозить и размещать непосредственно около массивов медоносных растений.
Перевозка пчел к массивам медоносов в весенний и осенний периоды способствует увеличению количества пчел в пчелиных семьях, так как при поступлении в улей нектара матка увеличивает откладку яиц. Необходима перевозка пчел и для организации опыления энтомофильных сельскохозяйственных культур.
Подготовка пчел к перевозке
Подготовка к перевозке пчел на медосбор начинается задолго до его начала. Если предполагается перевозка пчел на медосбор и район этот хорошо
известен пчеловоду, то в текущем сезоне можно ограничиться одним-двумя предварительными выездами для проведения рекогносцировки. На этих выездах оценивают состояние массивов перед началом их цветения, уточняют место расположения точка, состояние подъездных дорог. Если есть необходимость, то проводят подготовительные работы на точке — расчистку необходимых участков, подготовку подставок под ульи и т. п.
Если предполагается перевозка пчел на поля с сельскохозяйственными посевами, то заранее необходимо уточнить у владельцев земли, где, что и на каких площадях посажено в этом сезоне. После этого проводят необходимое количество выездов по изучению состояния полей и проведению подготовительных работ.
Если в текущем году предусматривается неоднократная кочевка к медоносам, то все предполагаемые места стоянок должны быть заранее осмотрены и подготовлены. Независимо от сопутствующих обстоятельств с владельцем земли заранее должны быть согласованы место расположения точка, все вопросы с размещением и получено разрешение на стоянку. Это должно исключить риск обработки сельхозкультур ядохимикатами в период лета пчел, а также ситуацию когда, кормовая культура (донник, экспарцет и т.д.) будут внезапно скошены в период цветения. При необходимости юридические отношения между пчеловодом и владельцем земли могут быть оформлены соответствующим договором. Также заранее должна быть оформлена сопроводительная документация для перевозки пчел: ветеринарный паспорт пасеки и разрешение на перевозку пчел. Все ульи, которые будут вывозиться, должны быть соответствующим образом проверены и подготовлены к перевозке. Крайне важным моментом при этом является обеспечение надежного закрепления рамок внутри корпусов, а также скрепление самих корпусов и всего улья с учетом того, что на медосбор будут вывозиться сильные семьи в нескольких корпусах.
Что касается бытовых вопросов на точке, то лучше всего необходимое имущество и инвентарь подготовить заранее, а чтобы ничего не забыть, нелишним будет составить список с полным перечнем всего необходимого. Также не помешает записать для памяти все мероприятия, которые надо будет провести в ходе подготовки к выезду.
Во время перевозки пчелиные семьи сильно беспокоятся и в улье повышается температура, что вызывает размягчение сотов. Многомедные соты и листы вощины под тяжестью пчел могут оборваться и придавить большое количество пчел, а иногда и матку. Из улья перед перевозкой пчелиных семей удаляют утепляющие подушки, тяжеловесные соты и рамки с вощиной, а также соты со свежепринесенным нектаром.
После изъятия из гнезд рамок с медом гнездо укомплектовывают наиболее подходящими для расплода сотами. В том случае, когда кочевка проводится ранней весной и пчелы еще не полностью занимают гнездо, последнее ограничивают вставной доской, которую с двух боковых сторон прибивают гвоздиками.
В том случае, когда сотовые рамки не имеют гофманских разделителей, пчеловоды используют какие-либо другие приспособления. Например, можно закреплять соты двумя планками с прибитой на них пористой резиной. Планки кладут параллельно одна другой поперек рамок (ближе к краю) и, слегка вдавливая в рамки, прибивают к улью. Можно закреплять рамки в гнезде с помощью специально изготовленных колышков размером 10×15×100 мм, которые вставляют в улочки между рамками с двух краев. Чтобы такой колышек не проваливался в улочку, с торцевой стороны вбивают гвоздик и загибают в сторону рамки либо вместо гвоздика прибивают квадратик из жести.
Вентиляция гнезд — крайне необходимая мера, предупреждающая запаривание и гибель пчелиных семей в пути. Современная конструкция ульев значительно упрощает эту работу. На корпус улья в летнее время следует поставить магазинную надставку, корпус или подкрышник. Перед погрузкой ульев на транспортное средство на гнезде наполовину загибают холстик и снимают подушку, что позволяет пчелам свободно выходить под крышку, которая снабжена вентиляционной сеткой, и обеспечивает надежную вентиляцию. Если в ульях вентиляция отсутствует, делают специальные рамы, обитые капроновой или проволочной сеткой.
Скрепление отдельных частей улья. Для скрепления на период транспортировки улья с магазинной надставкой и крышкой, а также нескольких корпусов с крышкой используют рычажные и ленточные скрепы, различного рода хомуты. Там, где их нет, отдельные части улья скрепляют между собой простыми деревянными планками, прибивая их к боковым сторонам. Однако лучше всего пользоваться ленточными скрепами, изготовленными из жести или ремней.
Техника перевозки пчел
Вечером после окончания лёта пчел летки во всех ульях закрывают наглухо и при необходимости забивают летковые задвижки гвоздями. Перевозят пчел обычно вечером, а в прохладную ненастную погоду эту работу можно выполнять и днем. Пчеловод с собой берет дымарь с гнилушками, лицевую сетку, стамеску, молоток, гвозди и размягченную глину, чтобы в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств оказать срочную помощь пчелам (скрепить отдельные части улья, замазать открывшийся леток или щели и т. д.).
Если перевозка ульев будет происходить по хорошей асфальтовой или грунтовой дороге, то их в кузове или салоне машины лучше размещать передними или задними стенками по ходу. Сила инерции, возникающая при разгоне и торможении машины, будет давить не на плоскость сотов, а вдоль этой плоскости, и соты, даже тяжелые, не будут разламываться.
При перевозке пчел по плохим проселочным или лесным дорогам, по которым транспорт движется медленно, ульи ставят в машине плоскостью сота поперек движения. В таком положении они более устойчивы к действию сил, возникающих при резких боковых колебаниях на ямах и буграх этих дорог.
Скорость движения машин с пчелами по хорошим дорогам поддерживается в тех же пределах, что и при перевозке обычных грузов. Скорость движения по проселочным и лесным дорогам зависит от их качества, но, как правило, поддерживается в пределах 15—30 км/ч, снижаясь еще больше в местах, где проезд затруднен.
Прибыв с пчелами к месту назначения, пчеловод снимает ульи с машины и расставляет их на специальные подставки или колышки. Когда пчелы успокоятся, летки в ульях открывают (через один улей) и дают пчелам облетаться. Затем открывают летки в остальных ульях. Во избежание слета пчел открывать летки во всех ульях сразу не следует. Но если прибытие состоялось в ночное время, то сразу после расстановки во всех ульях открывают летки. После кочевки в течение 3—5 дней пчелы бывают сильно возбужденными и набрасываются на прохожих и соседей. Чтобы усмирить пчел, летки надо открывать с дымарем, дым не дает им буйно выходить из ульев. Обычно достаточно бывает 3—4 струй дыма. Пчелы успокаиваются и на следующий день меньше жалят.
При первой возможности (желательно к вечеру в день приезда) ульи переводят из походного положения в рабочее. При необходимости сразу ставят магазины с сушью, а в дальнейшем приступают к выполнению всех необходимых мероприятий по содержанию и уходу за пчелами на главном медосборе.
В день приезда ставят прилетные доски и устанавливают общую поилку. Если поилка будет установлена позже, то пчелы найдут воду в другом месте (эта вода может быть или очень далеко, или плохого качества) и потом их будет трудно приучить к поилке. При хорошем взятке (более 2 кг в день) пчелы практически не посещают поилку — находящейся в нектаре воды им будет достаточно для приготовления личиночного корма.
При расстановке ульев на новом месте необходимо учитывать месторасположение соседних пасек. Ставить пасеку на пути перелета пчел другой пасеки нельзя. Это может повлечь за собой драку между пчелами и гибель пчелиных семей.
Перевозить пасеку на медосбор можно только в том случае, если она свободна от заразных болезней пчел и расплода. Каждая пасека должна иметь ветеринарное свидетельство(ветеринарно- санитарный паспорт), подтверждающее отсутствие болезней пчел и разрешающее их перевозку. Если пасеку перевозят в леса гослесфонда, то документом, разрешающим постановку пчел в лесу, служит, кроме того, лесной билет, выдаваемый лесхозом по решению местной власти. В этом случае пчеловоду запрещается вырубать лес и возводить на территории пасеки какие-либо постройки. Нарушение этих требований ведет к лишению права пользования лесным участком для размещения пасеки.
Размещать пчел на массивах медоносных растений сельскохозяйственных предприятий можно только с разрешения руководителей этих хозяйств.