Транспортный стресс телят

Транспортный стресс телятТранспортный стресс телят – стрессовое состояние, возникающее у телят в результате транспортировки их автомашинами из хозяйств – поставщиков в специализированные хозяйства (комплексы) по откорму или выращиванию нетелей. Транспортный стресс отмечают в основном у телят 2-4 – недельного возраста. Транспортный стресс может стать одной из главных причин большой заболеваемости и отхода телят, не только в первые дни после доставки их на комплексы, но и в последующие периоды выращивания и откорма из – за ослабления резистентности организма и возникновения на этом фоне массовых желудочно – кишечных и легочных заболеваний как незаразной, так и инфекционной этиологии.

Этиология. Причиной стресса в период комплектования молодняком специализированного хозяйства, комплекса, служит, как правило, целый комплекс неблагоприятных факторов (стрессов). К этому в первую очередь необходимо отнести нарушение правил получения новорожденного приплода и выращивания телят в хозяйствах — поставщиках в течение первых дней жизни (нарушение элементарных ветеринарно – санитарных правил выращивания новорожденных телят в первые дни жизни – запоздалая выпойка первой порции молозива, отсутствие индивидуальных клеток для новорожденных телят, антисанитарное состояние профилактория, переохлаждение и т.д.), отсутствие антистрессовой обработки телят перед транспортировкой, нарушение правил транспортировки (переуплотнение, использование неприспособленного автотранспорта, перевозки на расстояния свыше установленных пределов, длительное голодание во время транспортировки и т.п.), нарушение в технологии приема молодняка на комплексе (размещение в холодных сырых помещениях, запоздалое кормление, растянутые сроки ветеринарно – санитарной обработки и др.).

Клиническая картина. У большинства перевозимых телят синдром стресса проявляется уже в период транспортировки или практически сразу после ее окончания. У телят появляется общая слабость, вялость, безразличный взгляд, отказ от корма, при движении телят регистрируем шаткость походки, у отдельных телят появляется профузный понос. При этом в большинстве случаев стресс в течение первых дней после транспортировки у телят не проходит, а усугубляется адаптационным стрессом, возникающим в результате приспособления животных к новой среде обитания. Обычно этот период на комплексах продолжается в течение 3-4 недель. При сильно выраженных стрессовых ситуациях телята начинают отставать в росте, а многие из привезенных телят заболевают желудочно – кишечными заболеваниями (диспепсия, колибактриоз, паратиф), бронхопневмониями или смешанными формами (пневмоэнтериты).

Диагноз на транспортный стресс телят ветспециалисты комплекса обычно ставят на основании массовых клинических признаков расстройства функций центральной нервной системы (слабость, угнетение, шаткость при движении), снижение прироста живой массы у привезенных телят и анамнестических данных (нарушение правил при комплектовании спецхоза завозимым молодняком).

Проведенным гематологическим исследованием стрессовое состояние у завезенных телят характеризуется снижением числа эозинофилов и лимфоцитов.

Профилактика и лечение. Основой предупреждения и ослабления транспортного стресса на комплексе по выращиванию телят должно стать строгое выполнение утвержденного для комплекса наставления или методического указания по комплектованию телятами спецхоза из хозяйств-поставщиков. В данном наставлении должно быть подробно изложены все этапы комплектования: правила получения приплода в хозяйствах –поставщиках, подготовка и отбор молодняка перед транспортировкой, требования к автотранспорту и методика перевозки, правила приема молодняка при поступлении на комплекс.

Телят их хозяйств – поставщиков отбирают ветспециалисты, зоотехники комплекса только здоровых, по достижению определенной массы тела (согласно заключенного договора), комплектование необходимо проводить группами по графику, в строго определенные дни. Перед отправкой телят подвергают санитарной обработке. Погрузку в скотовозы и транспортировку закупленных телят проводят в строгом соответствии с утвержденными санитарными нормами, скотовозы должны быть специально оборудованы для перевозки телят. Нахождение в пути закупленных телят не должно превышать, с учетом качества дорожного покрытия, в среднем 3-5ч при скорости движения автомобиля не более 50-60км/час. Во время движения водители не должны допускать резких поворотов и резкого торможения. По прибытию на комплекс выгрузка телят, их ветеринарно-санитарная обработка и размещение по группам на комплексе должна строго регламентироваться и проходит в соответствии с утвержденным наставлением.

Одновременно с общими организационно – хозяйственными и санитарными мероприятиями для профилактики транспортного стресса рекомендуется применять, лечебные средства, способствующие повышению естественной резистентности организма телят и снижению их нервной возбудимости. Ветеринарные специалисты в качестве нейролептиков используют аминазин, стресснил и другие сходные по действию на организм лекарственные препараты.

Аминазин вводится транспортируемым телятам внутримышечно за 30- 40 минут до транспортировки автомашинами в дозах: при перевозке на расстояние 30-60 км – 0,5мг/кг массы тела теленка, 80 – 160км – 1мг/кг и 180 – 300км -2мг/кг. В тех случаях, когда аминазин или стресснил используется внутрь, дозу лекарственного препарата необходимо увеличить в 2-2,5 раза. Чтобы завезенные на комплекс телята нормально адаптировались к совершенно новым условиям промышленного комплекса, за 2-3 дня до завоза и в последующие 3-5 дней на комплексе необходимо внутримышечно ввести 1раз аминазин в дозе 0,3мг/кг или стресснил в дозе 0,5 мг/кг.

Галоперидол – для профилактики и лечения вводят телятам внутримышечно в дозе 0,1 мг/кг по той же схеме, как и применение аминазина.

Лития карбонат – дают телятам внутрь в дозе 15мг/кг перед транспортировкой и по 10мг/кг массы 2 раза в день в течение 3-х дней подряд в период адаптации вновь завезенных телят.

Для профилактики транспортного стресса в качестве транквилизаторов можно использовать феназепам, нозепам, амизил, сибазон (седуксин) и другие пренпараты.

Так, к примеру, феназепам дают телятам внутрь по 0,3 мг/кг 1 раз в сутки в течение 3-7 дней. Нозепам (оксозепам) задают с кормом в дозе 0,3 – 0,5 мг массы животного 2-3 раза в день на протяжение 1-2 суток.

Для повышения резистентности телят при стрессе применяют экстракт элеутерококка телятам в дозе 0,2мл/кг один раз в день в течение 7-10 дней до транспортировки и 10-14 дней после нее. Перед тем как применить экстракт элеутерококка его перемешивают с небольшим количеством молока и равномерно распределяют между телятами. Перед транспортировкой телят и в последующие 5 дней адаптации на комплексе, для восполнения энергетических затрат телятам выпаивают глюкозу из расчета 2,5г/кг. Положительное антистрессовое влияние на организм телят оказывает введение телятам в течение 8-12 дней (за 3-5 суток до транспортировки в хозяйстве – поставщике и 5-7 дней после доставки на комплекс) витаминов А, Д2 и Е или тривитамина, тетравита по 3мл один раз в сутки за 1 час до транспортировки и в течение 6 дней подряд после поступления на комплекс. С лечебной и профилактической целью рацион телят в период транспортировки и адаптации обогащают витаминами А, Д, Е, С, В1, В2, В12, РР и другими. Предложены варианты антистрессовых препаратов, включающие транквилизатор, витамины, антибиотик, глюкозу, в частности ТВАГ и АНВАГ. Для профилактики и лечения антистрессовые препараты и смеси применяют в соответствии с наставлениями или методическими указаниями. Специалистам комплексов необходимо знать, что основой получения здоровых телят и устранение вредных последствий при транспортировке является выполнение правил подготовки и перевозки, а применение медикаментозных антистрессовых препаратов – вспомогательный фактор.

Метки:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *